Мой подросток в пубертате не хочет идти в школу
1 сентября благотворительная организация «Детские деревни SOS» запускает акцию «SOS школа!».
С помощью этой акции «Детские деревни SOS» хочет привлечь внимание общественности к необходимости создания безопасной школьной среды, к важности поддержки всех школьников во время учебного года. Ведь, школьные годы – это не только оценки и учебный процесс, но и время социализации и становления ребенка как личности. А, значит, без поддержки взрослых тут не обойтись.
Когда ребенок возвращается из школы домой, то вместо вопроса: «Как у тебя дела?», родители часто задают вопрос: «Какие у тебя сегодня оценки?». Именно успеваемость является для многих пап и мам основополагающим фактором успешного обучения в школе. В то время как для детей важно совершенно другое. Детям важно, чтобы их принимали такими, как они есть, понимали, слышали их голос, мотивировали на успехи и хвалили, поддерживали и создавали среду, в которой они смогут находить друзей и познавать мир.
Именно поэтому организация «Детские деревни SOS» ведет сбор средств и своей акцией «SOS школа!» рассказывает о том, что на самом деле важно для детей. Оформить пожертвование и помочь создать для детей безопасную школьную среду можно на странице акции «SOS школа!». Все средства, собранные во время акции, будут направлены на помощь школьникам из семей, находящихся на сопровождении организации. Оказывая всестороннюю психолого-педагогическую поддержку, мы помогаем детям из кризисных и приемных семей адаптироваться в учебном заведении и развить свой потенциал.
Материал подготовил сотрудник «Детских деревень SOS» – психолог программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи из Санкт-Петербурга Илья Соловей.
Подростковый период – трудное время в жизни ребенка. В этом возрасте он учится понимать себя и понимать других. Вопросы школьного обучения могут отойти для ребенка на второй план, потому что сейчас у него другая основная задача. И если родители не готовы это признавать – то им будет сложно.
Сейчас ваш подросток узнает себя как личность. Он осваивает способы взаимодействия и выживания в коллективе. Учится вести себя в разных ситуациях. Разбирается, как ему реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить самооценку. В подростковом возрасте у ребенка закладывается психологический фундамент всей его взрослой жизни.
И если в этот период ребенок забросил обучение, то только потому, что для него сейчас важнее взрастить уверенность в себе, чем выучить три параграфа по истории.
Но совсем другая ситуация возникает, если ваш подросток вообще отказывается посещать школу. Рассмотрим возможные причины, из-за которых это происходит.
Причины отказа посещать школу
Конфликты, страхи, травля
У вашего подростка могут быть разнообразные проблемы с одноклассниками, с учителями, с кем-то из окружения. А также, например, во дворе или в секции, куда он ходит. Возможно, ваш подросток попал в неприятную ситуацию, и не знает, как из нее выйти. Или с кем-то конфликтует без возможности загладить конфликт. Также как одна из причин: подросток испытал страх или стыд и теперь боится насмешек. Не редки ситуации, когда подросток может подвергаться (или подвергся в прошлом) травле (буллингу). В этом случае родителям вообще нельзя медлить.
Семейное окружение
Иногда бывает так, что в школе у вашего подростка сложилась вполне неплохая атмосфера. Но в своей семье существуют конфликты и/или недопонимание между родителями или близкими ребенка. Не редки случи, когда подросток живет в системе завышенных к нему ожиданий или противоречивых правил и требований. Все эти семейные проблемы могут вызывать у ребенка тревогу и напряжение. И из-за этого ему может быть трудно прилагать усилия к обучению и даже посещать школу.
Внутренний мир подростка
Нежелание подростка ходить в школу может вызвать и отсутствие ценностей обучения или непонимание этих целей. Подросток может не осознавать, что обучение помогает ему развиваться. Кроме того, учеба зачастую выглядит для ребенка сложной или не интересной. Или по своему характеру подросток не умеет адаптироваться в случаях изменившихся требований, неудач и плохих оценок. Не справляется с конфликтными ситуациями. Не умеет преодолевать сомнения и тревогу. А также общаться и договариваться.
Что предпринять родителям?
Для начала нужно разобраться в причинах самостоятельно. Как психолог могу сказать, что часто сначала приходится решать внутрисемейные проблемы, которые становятся причиной изменившегося поведения вашего подростка. Если этого нет, и в вашей семье царит атмосфера дружбы, понимая и доверия, то переходим к следующему этапу.
Спокойно и без критики обсудите с ребенком, что, на его взгляд, может быть причиной его отказа посещать школу или что может ему мешать.
Ребенок должен понимать, что вы – одна команда. И что родитель всегда на его стороне. А сам подросток не является проблемой. Просто такая проблема существует, и родители хотят ему помочь ее решить.
Не старайтесь заполучить идеального или удобного ребенка. Налаживайте контакт и совместный досуг: прогулки, поездки, походы, практику семейных традиций. Введите правило совместных и безоценочных разговоров по душам – хоть за чаем, хоть на прогулке с собакой или просто по несколько минут перед сном.
Важно не столько количество таких разговоров, сколько качество вашего общения с подростком. Проявляйте к нему искренний родительский интерес (без тревоги). Показывайте, что вы с уважением относитесь к его жизни и потребностям. Не забывайте подчеркивать, что для вас важна не только его успешность, но и он сам со всеми его настроениями и проблемами.
Это помогает формировать и укреплять безопасное для подростка пространство его жизни внутри семьи. Такая доверительная и приятная домашняя атмосфера дает подростку понимание, что все проблемы решаемы. Он будет знать, что может делиться со своими близкими не только радостью и успехами, но и проблемами или тревожными мыслями. Постоянно давайте понять вашему подростку, что он может обратиться к вам без опасения критики или обесценивания его переживаний.
Когда подростку бывает трудно понять или запомнить новый, более сложный материал или предмет и, если в прошлом учебном году все было хорошо, то стоит посетить педиатра и исключить переутомление и возможные нарушения в работе нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, которые могут возникать в подростковом возрасте.
Иногда помогает более четкая организация жизни вашего подростка; коррекция режима дня и нагрузок; родительский контроль времени, проведенного за компьютером.
Не бойтесь обращаться за помощью к психологу, специализирующемуся на работе с подростками и детско-родительскими отношениями.
В более сложных случаях возможна консультация специалиста. Например, подросткового невропатолога или психиатра. Это поможет при наличии признаков игровой зависимости, апатии, слабости, нежелании выходить из дома, изменениях в эмоциональном состоянии, привычек и режима сна.
Важно, чтобы помощь детям была полной и своевременной.
Вот нехитрые правила, которые могут помочь вам во многих ситуациях:
- Уверенность в поддержке от родителей и доверие к ним;
- Ясные правила и единые требования в семье;
- Учет возможностей, потребностей и интересов ребенка;
- Признание его прав на ошибки и свою точку зрения;
- Передача ребенку его доли ответственности за учебный процесс;
- Формирование и повышение самоценности подростка вне зависимости от школы и оценок.
Вашему подростку важно знать, что в семье его принимают и любят просто так, без повода. Что все его близкие всегда на его стороне и готовы понять и помочь.
И это должно быть правдой.
Больше советов для родителей школьников на странице нашей акции.